Идеальный армянин – Фрунзе Довлатян

Запись добавил admin May 23rd, 2007 21:21 в раздел Факты и цифры.

Идеальный армянин - Фрунзе ДовлатянИсполняется 80 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Фрунзе Довлатяна

Советский кинематограф оставил нам “золотую коллекцию” национальных кинематографий, фильмы которых мы постоянно смотрим по ТВ. И рейтинги их по-прежнему выше, чем у современных сериалов или нового российского кино.

На “золотой полке” от “Арменфильма” находятся фильмы Фрунзе Довлатяна. Прежде всего “Здравствуй, это я!”. В его тени находятся и другие, не менее значимые работы Фрунзе Вагинаковича — “Братья Сарояны” (1968), “Хроника ереванских дней” (1974), “Рождение” (1978), “Живите долго” (1980), “Одинокая орешина” (1986).

А началось все с театра. В Армении молодой красавец, уроженец Гавара был популярным театральным актером и снимался в кино. Еще до поступления во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова, Фрунзе уже имел звание народного артиста Армении. В 19 лет он сыграл Мелик-Мансура в фильме “Давид-Бек” и в 20 был отмечен Сталинской премией. Кажется, во всем СССР не было столь юного лауреата.

После окончания института Довлатян несколько лет работал на студии имени Горького. Вместе с коллегой Львом Мирским он снял популярную кинокомедию “Карьера Димы Горина” и первым привел в большое кино Владимира Высоцкого, которого Мирский и Довлатян высмотрели на дипломном спектакле театрального училища. Второй фильм молодых режиссеров назывался “Утренние поезда“, но драматическую повесть о любви и предательстве в среде рабочей молодежи руководство не одобрило. Даже красота молодых актрис —Валентины Малявиной, Люсьены Овчинниковой, Людмилы Чурсиной — не смягчила отношение к шедевру. И Фрунзе Довлатян принимает решение вернуться в Ереван, на киностудию “Арменфильм”.

Фильм “Здравствуй, это я!” стал знаковым для исполнительницы роли Люси — Натальи Фатеевой и кинодебютом Маргариты Тереховой. Актриса до сих пор хранит благодарность режиссеру: “Если бы не этот фильм, не известно, как сложилась бы моя кинокарьера”. Но главное, благодаря точному выбору: в физике Артеме девушки и женщины всего СССР в 1966 году увидели на экране Идеального Мужчину (ИМ), который умел страстно любить, хранить верность и одновременно так сексуально смотреть… Зрительницы страдали вместе с ИМ и мечтали спасти его своей любовью. Причем, заметьте, в самом фильме об этом не говорилось ни полслова. На днях я полистала интернет-страницы, посвященные обсуждению фильма “Здравствуй, это я!”. Сорок лет исполнилось картине, а девушки по-прежнему желают Идеальному Мужчине счастья и надеются, что, может быть, Таня растопит стену льда между ним и жизнью…

Роль Артема стала визитной карточкой Армена Джигарханяна, а Фрунзе Довлатян — вполне заслуженно — лицом киностудии “Арменфильм”. Талант и благородная красота открывала ему многие двери, и он, помимо своей профессиональной деятельности, был вынужден “представительствовать” на партийных съездах и сессиях народных депутатов. Близкие Фрунзе рассказывают о его знаменитой записной книжке: в любом городе, в любой стране он находил знакомых, друзей, коллег и при необходимости обеспечивал помощью и поддержкой не только себя. Как правило, не себя. Общественную часть своей жизни он проживал не суетясь, достойно, а статусное положение старался использовать не просто для решения хозяйственных проблем “Арменфильма”, но и для “пробивания” картин о важнейших исторических моментах своей родины.

Времена для многих его замыслов были еще не те, и мастер не успел их осуществить. Но, насколько позволяла ситуация, он старался продвигать армянское кино вперед. Сегодня его поздние фильмы смотрятся по-новому, и понятно, насколько они были недооценены. Особенно картина “Одинокая орешина”, которую можно расшифровать и как завещание мастера.

Во всем мире, где только есть армянская диаспора, весь 2007 год проходят вечера памяти Фрунзе Довлатяна. А в любимом городе мастера — Ереване — в июле, во время международного кинофестиваля “Золотой абрикос”, красивой улице в старой части города будет присвоено его имя.

В последний год своей жизни, а умер Довлатян в 1997-м, он написал: “Если бы я когда-нибудь решился на уход, то отправился бы к той планете, где нет стариков, где человек к человеку всегда добр, не крадет, не убивает, не оскверняет и где нет пошлости… Где есть возможность вновь стать молодым… Я бы отправился на эту планету, очистился, омолодился и вновь бы вернулся в Армению и создал бы новые, более ценные фильмы…”.

Вита Рамм – Известия

Комментарии закрыты.



Навигация по сайту

Старницы

Последние записи

Архив