В субботу 19 мая, в Ереване, к мемориалу «Цицернакаберд» были возложены цветы и проведена служба в память жертв геноцида понтийских греков в Турции.

Геноцид греков Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж) Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж) Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж) Посол греции в Армении Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж) Греческий активист Эдуард Поладов Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж) Проведение поминальной службы жертв геноцида понтийских греков в Ереване (фоторепортаж)

(с) Karen Vrtanesyan – ArmenianHouse.org

Понтийский геноцид
19 мая – День Памяти жертв геноцида понтийских греков в Турции
(1916 – 1923)

История репрессий против греческого населения в Турции, начавшаяся в 1453 г. с падением Византийской империи, насчитывает уже пятьсот лет.

До начала греческой освободительной войны 1821 г. жестокие меры против мирного населения применялись в основном в карательных целях (например, подавление Пелопоннесского восстания 1770 г.). Но по мере усиления политического и экономического кризиса в Османской империи погромы и массовое уничтожение христиан приобретали всё больший масштаб и истерический характер. Так летом 1824 г. турками было уничтожено население о-ва Псара — почти 20000 человек; при султане Абдул Гамиде II в 1894 г. начались погромы армян в Сасуне, в сентябре 1898 г. мусульманские фанатики устроили резню христиан в критской Кандии, причём кроме несколько сотен мирных жителей, также погибли 14 английских военнослужащих и английский вице-консул.

Младотурецкая революция 1908 г. ввела в обиход турецкой политической элиты идеологию «пантюркизма», которая фактически является расистской доктриной, создавшей базу для тотального истребления христианских народов Турции. Кроме армян и ассирийцев, жертвами геноцида стали, по разным оценкам, от 353000 до 600000 малоазийских (понтийских) греков. В сентябре 1911 г. на младотурецкой конференции в Салониках была открыто обсуждена и рассмотрена перспектива насильственного устранения всех этнических меньшинств Турции.

Со вступлением Турции в первую мировую войну, сразу после начала мобилизации населения, турецкое правительство объявило национальные меньшинства империи политически неблагонадёжными и распорядилось о выселении христианского населения Малой Азии — поначалу армян и ассирийцев, а чуть позднее и греков — вглубь страны, в пустыни Сирии и Мессопотамии, где были устроены концентрационные лагеря. Ранее большая часть мужчин-христиан были призваны в трудовые батальоны, в которых были созданы нечеловеческие условия. Немногие выжившие позднее стали жертвами массовых казней.

В декабре 1916 года лидеры младотурок разработали план уничтожения мирного греческого населения Понта, согласно которому в городах все мужчины в возрасте 16–60 лет подлежали полному уничтожению, а сельское население предполагалось депортировать.

План был приведен в исполнение (в течение декабря 1916 г. – января 1917 г.) в основном в областях Самсуна и Пафры.

В декабре 1916 г. посол Австро-Венгрии в Константинополе Палачини информировал о младотурецких преступлениях в Амисосе:

“11 декабря 1916 г. были разграблены 5 греческих сел и затем сожжены.

12 декабря. В окрестностях города сжигаются села.

14 декабря 1916 г. Села всецело сжигаются со школами, церквями.

17 декабря 1916 г. В округе Самсуна сожжено 11 сел. Грабеж и насилие продолжаются.

31 декабря 1916 г. Полностью сожжены 18 сел, частично – 15. Порядка 60 женщин были изнасилованы. Разграблены церкви.”

Апогей уничтожения греческого населения Турции пришелся на начало греко-турецкой войны 1919–1923 г.

19 мая 1919 г. в Самсуне (греческое название — Амисос) высадился Мустафа Кемаль — создатель и будущий глава Турецкой Республики. Он принял командование двумя турецкими армейскими корпусами, целью которых было остановить наступление греческой армии. Этот день положил начало зверскому истреблению мирного греческого населения Западного Понта: это районы Синопы, Бафры (по-гречески — Пафра), Самсуна, Амасии.

29 мая 1919 г. состоялась встреча Кемаля с мэром Керасунда Топалом Османом. После этой встречи в Керасунде началась резня, в ходе которой было убито 10.000 греков.

В городе Пафра было уничтожено 90% населения, включая детей и женщин; 6000 человек были заживо сожжены. Немногие выжившие были спасены греческими партизанами.

В 1920 г., после долгих дипломатических прений, митрополитом Трапезунда Хрисанфом (впоследствии приговорённым к смерти турецкими властями, но избежавшим казни), и главой кабинета министров Армении было подписано соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации, которая предполагала совместные военные действия против турок. Но отказ союзников по Антанте в военной помощи привёл к поражению армянских войск и сдаче крепости Карс туркам (ноябрь 1920 г.). Огромный арсенал, доставшийся кемалистам в Карсе, был успешно использован ими против греков.

Лишённые поддержки, понтийские греки продолжали борьбу в условиях партизанской войны. С именами партизанских командиров Василь-аги (Василиоса Анфопулоса), Панделиса Анастасиадиса, Анастасиоса Пападопулоса, Эвклидиса Куртидиса, Евстафиоса Феодоридиса, Иорданиса Царухонета, Иоанниса Кианхидиса, священника Панайотиса Макридиса и многих других связаны самые героические страницы сопротивления. Осенью 1921 года партизанам Анастасиоса Пападопулоса в сражении при горе Топсам удалось уничтожить 700 турецких солдат под командованием Лива-паши.

Тем не менее в целом на фронте инициативу удерживали кемалисты. 9 сентября 1922 г. турецкая армия заняла город Смирну (ныне Измир), где сразу же началась массовая резня христиан. Были полностью сожжены греческая, армянская и европейская части города, уничтожено все христианское население. Число жертв по разным оценкам составило до 100000 человек. Современная турецкая литература освещает эти события примерно так: «Было засушливое лето, начался пожар и город сгорел. После этого Измир отстроили заново».

В октябре 1922 греческое правительство добилось от турецких властей подписания договора об эвакуации выживших греков на турецких военных кораблях в Константинополь. Всего в Грецию удалось эвакуировать около 400000 беженцев; около 135000 бежали на территорию Советского Союза. 24 июля 1923 был подписан Лозанский мирный договор, завершивший войну. В соответствии с подписанной конвенцией об обмене населением в Грецию прибыло ещё около 1 млн. переселенцев. Вследствие геноцида понтийских греков на территории Турции была на корню уничтожена культура народа, обитавшего в Малой Азии более 3000 лет. Немногие сохранившиеся христианские общины греков в Турции являются тайными (криптохристианскими); в основном же выжившие и оставшиеся в Анатолии греки были исламизированы.

24 февраля 1994 года Парламент Греции постановил считать 19 мая Днём Памяти геноцида понтийского эллинизма. Пока геноцид был признан только правительством Греции и правительством Кипра, а также американским Штатом Нью-Йорк. Первый призыв к международному признанию понтийского геноцида прозвучал только 27 сентября 2006 года, на заседании парламента Европейского Союза.

19 мая 2006 г. у турецкого посольства в Москве состоялась первая в России акция с требованием признания геноцида турецкими властями. Традиционно в этот день во всём мире, где есть греческие диаспоры, проходят поминальные панихиды и демонстрации. В этом году акция протеста, организованная Московским Обществом Греков и греческой молодёжной организацией «Арго», состоится так же, как и в прошлом (дополнительная информация будет сообщаться в ходе подготовки к мероприятию).

Текст подготовлен ason_ponto и ahousekeeper

Дополнительно:
фотоматериалы
http://ason-ponto.livejournal.com/88864.html#cutid1

карта Западного Понта

карта Восточного Понта

Дополнительная информация по теме

http://www.genocide.ru/lib/genocides/pontic-greek.htm

http://olga-1821.livejournal.com/48148.html

Комментарии закрыты.



Навигация по сайту

Старницы

Архив